5 приемов эффективной коммуникации  

1. «Активное слушание» — включает невербальный компонент, который выражается в выжидающей, наклоненной к собеседнику позе, поддерживающем выражении лица, зрительном контакте, кивании головой в знак готовности слушать дальше, и вербальный – предполагает использование кратких вербальных «подкреплений» и «поддакиваний».
2. «Отзеркаливание» — поведенческий прием, который предполагает точное отражение, повторение позы, мимики, интонации и других невербальных проявлений, отмеченных Вами в поведении собеседника.
3. «Эхо» — точное воспроизведение всей фразы или последних ключевых слов собеседника. Например: «За какие качества Вас ценят коллеги по работе?» — «Коллеги по работе ценят меня за отзывчивость, ответственность…».
4. «Уточнение» — обращение к собеседнику с целью получения дополнительной информации, разъяснения сказанного, чтобы точнее понять смысл его слов. Используйте для этого уточняющие вопросы: «Я правильно Вас понял, что…», «Речь идет именно обо мне или о сотрудниках вообще?», «Под профильным образованием понимается…?».
5. «Парафраз» — перефразирование своими словами и «возвращение» собеседнику главной идеи или мысли, которую Вы поняли, с целью получения обратной связи. В результате, собеседник либо получает подтверждение того, что он был понят верно, либо получает возможность скорректировать свои слова. Ключевые для данного приема фразы: «Как я понял Вас…», «Вы имеете ввиду…», «Вы сейчас говорите о том, что…?».