Какие вопросы задают на собеседовании: интервью по компетенциям

Интервью по компетенциям – это вид собеседования, на котором оцениваются профессиональные навыки и качества кандидата. Какие же компетенции оцениваются на интервью по компетенциям? Какие вопросы задают на таком виде собеседования? Начнём с самого начала!

Что такое компетенция?

Компетенция (от лат. competentis способный)

  • это личная способность специалиста решать определенный вид профессиональных задач;
  • это личные качества, мотивы, опыт, поведение, т.е. индивидуальные характеристики, которые можно измерить и которые помогают эффективно работать в выбранной профессиональной деятельности.

Как проходит интервью по компетенциям?

  • Для каждой позиции выделяются ключевые компетенции, которыми кандидат должен обладать, разрабатывается профиль вакансии.
  • Интервью проводится на основе списка вопросов или кейсов (заданий) которые позволяют выявить необходимый способ поведения кандидата в типичных рабочих ситуациях.
  • Кандидата обычно просят привести примеры решения требуемых задач из своего опыта или спроектировать возможные варианты своего поведения в предложенной ситуации.
  • Оценка компетенций кандидата, как правило, проводится по бальной шкале.
  • Элементы интервью по компетенциям используют большинство интервьюеров.

В каких компаниях чаще всего применяется данный вид интервью?

  • В крупных западных компаниях, их российских филиалах и представительствах.
  • В крупных российских компаниях.
  • В компаниях, которые работают в таких сферах как продажи, маркетинг, рекрутинг, консалтинг.

Какие компетенции чаще всего оцениваются во время интервью?

Инициативность — выраженное желание и умение принимать активное участие в процессе работы, реализовывать собственные идеи и доводить начатое до конца.

Планирование — способность выбрать направление деятельности, разработать, исходя из имеющихся ресурсов, план действий, необходимых для достижения намеченного результата.

Стрессоустойчивость — способность сохранять уровень профессиональной эффективности при работе в условиях недостатка времени и/или других интеллектуальных, волевых и моральных перегрузок.

Гибкость — способность оперативно и безболезненно реагировать на изменения ситуации без потери эффективности.

На интервью по компетенциям в первую очередь оценивается инициативность, навыки планирования, лидерские качества, стрессоустойчивость, ответственность и т.д.

Лидерство — умение организовать работу других людей таким образом, чтобы вызвать в них доверие и высокую мотивацию достижения общей цели.

Личная ответственность — умение брать ответственность за все свои действия, поступки, обязательства и решения.

Клиентоориентированность — способность принимать решения, исходя из потребностей и целей клиента.

Вера в себя — уверенность человека в своих способностях и возможностях.

Взаимодействие с окружающими — общая способность устанавливать и поддерживать контакт с другими людьми.

Влияние на окружающих — умение влиять на поступки, мнения и решения других людей.

Внимание к деталям — умение вычленять и анализировать отдельные аспекты ситуации или этапы задания.

Внутренний самоконтроль — умение контролировать свои эмоции и действовать рационально в сложных ситуациях.

Гармоничное принятие решений — умение принимать разумные и своевременные решения дома и на работе.

Дальновидность — умение предусмотреть все возможные последствия предпринимаемых действий.

Дипломатичность и такт — умение относиться к окружающим справедливо и объективно, вне зависимости от личных пристрастий или убеждений.

Здравый смысл— находчивость и умение подойти рационально к решению любой ситуации.

Примеры вопросов для оценки компетенций

Расскажите о том, как Вы…

…обычно планируете свой день

…быстрее других обучились чему-либо

…развили свою стрессоустойчивость

…работаете над повышением личной …эффективности

Прежде чем идти на собеседование потренируйтесь отвечать на вопросы, представленные в этой статье

…взяли на себя ответственность за …результат

…столкнулись с неожиданной …ситуацией и разрешили ее

…разрешили конфликтную ситуацию с …коллегой (руководителем)

…добились поставленной цели, …несмотря на трудности

…не смогли вовремя выполнить задание

…предусмотрели несколько вариантов …развития событий и смогли …предотвратить возможные проблемы

…чувствовали неудовлетворение …от собственного поведения

…преодолели сложное препятствие

…самостоятельно разработали…

…извлекли уроки из собственных ошибок