Цыганова А.В. ведущий специалист ЦСТМ

Исследование базовой подготовленности выпускников Тверского государственного университета к трудовой деятельности

Одним из главных факторов развития экономики в настоящее время является человеческий капитал. В данное понятие входят знания, умения, навыки человека, накопленные в ходе обучения и предыдущей работы. Для молодого специалиста важно не только знать необходимые основные должностные требования, но и адекватно себя оценивать. В этом случае помогут опросы работодателей, благодаря анализу которых можно определить основные требования к будущим работникам.

Ежегодно Центр содействия трудоустройству молодежи проводит опрос работодателей для выявления степени развития «гибких» навыков у сотрудников с небольшим опытом работы.

Таблица 1 — Распределение факторов по группам и оценка их влияния на эффективность профессиональной деятельности сотрудников

ГруппаФакторыВлияние фактора на эффективность профессиональной деятельности сотрудников, в %
1Готовность и способность к дальнейшему обучению100
1Способность воспринимать и анализировать информацию85
1Уровень практических знаний и умений81
2Знание необходимых в работе программ54
2Способность работать в коллективе, команде54
2Уровень профессиональной общетеоретической подготовки50
2Владение иностранным языком39
2Способность эффективно представлять себя и свою деятельность39
3Нацеленность на карьерный рост и профессиональное развитие30
3Осведомленность в смежных полученному образованию отраслях27

Анализируя приведенную таблицу, можно увидеть, что первую группу образуют три фактора. Рассмотрим их подробнее. Самым значимым фактором, по мнению работодателей (так посчитали 100% опрошенных) стала «Готовность к дальнейшему обучению». Вероятнее всего, такой результат связан с определенным несоответствием между тем, что преподается в вузе и что чаще всего необходимо для осуществления профессиональной деятельности. Выпускникам всегда стоит помнить, что лишь постоянное обучение поможет стать экспертом, а значит построить успешную карьерную траекторию.

На втором месте в рейтинге факторов располагается «Способность воспринимать и анализировать информацию» (85%). Зачастую студенты полагают, что эта способность необходима лишь в работе технических специалистов, но в реальной жизни это далеко не так. Данную способность следует отнести к «гибким навыкам», необходимым каждому работнику в организации.

Тройку лидеров замыкает «Уровень практических знаний и умений» (81%). Высокая оценка данного фактора указывает на желание работодателей принимать в штат сотрудников, владеющих не только глубокими теоретическими знаниями, но и способных применять полученные в вузе знания на практике.

Отметим, что данные результаты согласуются с выводами, полученными в ходе прошлогоднего исследования с участием работодателей: тогда работодатели-партнеры также отметили среди ключевых факторов профессиональной успешности молодого специалиста готовность и способность к дальнейшему обучению (77%), способность воспринимать и анализировать новую информацию, развивать новые идеи (68%), а также уровень практических знаний, умений (61%).

Вторую группу образуют факторы со значением от 39% до 54% важности (табл. 1). Заметим, что первые два и последние два параметра попарно оценены одинаково.

Сложно представить современную работу без использования ПК (54% важности). Безусловно, есть специфические программы, необходимые для работы в конкретной компании и на определенной должности, но почти всем необходимо знание стандартных программ Microsoft Office.

Также на 54% работодатели оценили «Способность работать в коллективе, команде». Не столь высокая важность данного фактора говорит лишь о разнообразие требуемых специалистов. Поскольку в организациях-респондентах возможны варианты как индивидуальной, так и коллективной трудовой деятельности.

Интересно, что «Уровень профессиональной общетеоретической подготовки» оказался ровно в середине с результатом 50%. Таким образом, делаем вывод, что теория важна для потенциальных нанимателей, но опыт работы имеет большее значение.

Не смотря на глобализацию всех рынков «Владение иностранным языком» сочли необходимым менее половины опрошенных (39%). Возможно, на такую оценку оказал влияние региональный рынок, ориентированный на внутренние потребности.

Специалисты по подготовке резюме часто говорят, что недостаточно быть эффективным сотрудником – не менее важно уметь представлять результаты своей деятельности. Тем не менее, по результатам нашего опроса данный фактор набрал лишь 39% (табл. 1). Исходя из этого, можно сделать вывод, что если ты продуктивный работник, то тебя увидят и оценят.

«Нацеленность на карьерный рост и профессиональное развитие» (30%) и «Осведомленность в смежных областях» (27%) образуют группу минимального влияния. Отметим, что эти факторы важны, поскольку набрали более 25%, но лишь в сочетании с другими. Сами по себе они не выступают ключевыми факторами для построения успешной карьеры.

Уточним, что в анкетировании принимали участие организации разных сфер деятельности и специалисты различных направлений обучения. Потому было принято решение проводить оценку по «гибким» навыкам. Для адекватного сравнения было выделено 6 навыков/умений:

  1. Навык командной работы
  2. Нацеленность на карьерный рост
  3. Нацеленность на профессиональный рост
  4. Способность воспринимать и анализировать информацию
  5. Готовность к дальнейшему обучению
  6. Умение применять полученные знания

Рисунок 1 – Средняя оценка развития «гибких навыков» у молодых специалистов

Средний балл всех предложенных к оценке «гибких навыков» колеблется в диапазоне от 4,1 до 4,3 балла, что говорит о высокой степени подготовленности к выходу на рынок труда молодых специалистов.

Выше всего работодатели оценили навык «Готовность к дальнейшему обучению», а ниже всего – «Умение применять полученные знания». То есть молодые специалисты готовы осваивать новые теоретические знания, но применять их в работе у них получается несколько хуже. Примечательно, что необходимый в построении успешной карьеры навык «Способность воспринимать и анализировать информацию» работодатели оценили на невысокий балл, хотя он и позволяет утверждать, что данный навык достаточно развит у молодых специалистов. При этом не столь важные по отдельности для профессионального развития навыки: нацеленность на профессиональный и карьерный рост, а также навык командной работы – получили такой же балл.

В результате опроса можно сделать ряд выводов:

Во-первых, по мнению работодателей для построения успешной профессиональной деятельности необходимо постоянно обучаться, обладать развитыми аналитическими способностями и практиковаться в выбранном направлении обучения.

Во-вторых, в целом развитие «гибких навыков» молодых специалистов в 2020 году по-прежнему остается на высоком уровне. Однако, меньшее количество баллов получили те навыки, которые по мнению работодателей больше всего необходимы молодому специалисту. Вероятнее всего работодатели ожидают определенной практической подготовленности от выпускников. Поэтому студентам стоит уделять большее внимание вариантам прохождения практик и стажировок.

В заключение хотелось бы отметить, что регулярный мониторинг мнений работодателей позволяет молодым специалистам адекватно оценивать себя, свои знания, навыки и умения, а значит — становиться лучшими сотрудниками.