Виды интервью

1. Структурированное интервью

  • Применяется в случаях, когда на одну позицию рассматривается несколько кандидатов.
  • Каждому претенденту на вакансию задаются одни и те же вопросы.
  • Интервью соответствует определенной тематической структуре.
  • Для проведения структурированного интервью обычно разрабатывается специальный бланк с перечнем основных вопросов.

2. Свободное интервью

  • Носит характер непринужденной беседы.
  • Интервьюер следует лишь общему плану, соответствующему задачам интервью.
  • Вопросы задаются по ситуации, на основе информации, полученной из ответов кандидата.
  • Может строиться на основе методики «Разговора ни о чем», когда с кандидатом в свободной манере обсуждаются темы отпуска/отдыха, хобби, любимые домашние животные, родители/дети и т.д.

3. Интервью по компетенциям

  • Сочетает в себе элементы свободного и структурированного интервью.
  • Для каждой должности выделяются ключевые компетенции, которыми кандидат должен обладать.
  • Интервью проводится на основе списка вопросов или кейсов (заданий) которые позволяют выявить необходимый способ поведения кандидата в типичных рабочих ситуациях.
  • Кандидата обычно просят привести примеры решения требуемых задач из своего опыта или спроектировать возможные варианты своего поведения в предложенной ситуации.
  • Оценка компетенций кандидата, как правило, проводится по бальной шкале.
  • Интервью по компетенциям чаще используют рекрутинговые компании при отборе среднего и топ-менеджмента, крупные западные компании.
  • Элементы интервью по компетенциям используют большинство интервьюеров.

Компетенция (от лат. competentis способный) – это личная способность специалиста решать определенный вид профессиональных задач.

Какие компетенции чаще всего оцениваются во время интервью?

  • Инициативность — выраженное желание и умение принимать активное участие в процессе работы, реализовывать собственные идеи и доводить начатое до конца.
  • Планирование — способность выбрать направление деятельности, разработать, исходя из имеющихся ресурсов, план действий, необходимых для достижения намеченного результата.
  • Стрессоустойчивость — способность сохранять уровень профессиональной эффективности при работе в условиях недостатка времени и/или других интеллектуальных, волевых и моральных перегрузок.
  • Гибкость — способность оперативно и безболезненно реагировать на изменения ситуации без потери эффективности.
  • Лидерство — умение организовать работу других людей таким образом, чтобы вызвать в них доверие и высокую мотивацию достижения общей цели.
  • Личная ответственность — умение брать ответственность за все свои действия, поступки, обязательства и решения.
  • Клиентоориентированность — стремление удовлетворить потребности покупателя.
  • Вера в себя — уверенность человека в своих способностях и возможностях.
  • Взаимодействие с окружающими — общая способность устанавливать и поддерживать контакт с другими людьми.
  • Влияние на окружающих — умение влиять на поступки, мнения и решения других людей.
  • Внимание к деталям — умение вычленять и анализировать отдельные аспекты ситуации или этапы задания.
  • Внутренний самоконтроль — умение контролировать свои эмоции и действовать рационально в сложных ситуациях.
  • Гармоничное принятие решений — умение принимать разумные и своевременные решения дома и на работе.
  • Дальновидность — умение предусмотреть все возможные последствия предпринимаемых действий.
  • Дипломатичность и такт — умение относиться к окружающим справедливо и объективно, вне зависимости от личных пристрастий или убеждений.
  • Здравый смысл — находчивость и умение подойти рационально к решению любой ситуации

Примеры вопросов на интервью по компетенциям

Расскажите о том, как Вы…

  • Использовали свои личностные качества для достижения цели.
  • Согласились с мнением, которое отличалось от вашей точки зрения.
  • Эффективно выполнили работу в условиях стресса.
  • Разрешили конфликтную ситуацию с коллегой (руководителем).
  • Использовали свои творческие способности для решения проблемы.
  • Пропустили очевидное решение проблемы.
  • Не смогли вовремя выполнить задание.
  • Сумели предсказать и предотвратить возможные проблемы.
  • Отчитались о хорошо сделанной работе.
  • Приняли ответственное решение при нехватке информации.
  • Были вынуждены принять непопулярное решение.
  • Чувствовали неудовлетворение от собственного поведения.
  • Представили успешное решение или проект.
  • Преодолели сложное препятствие.
  • Переоценили или недооценили важность чего-либо.
  • Выбрали неправильное решение.

4. Ассессмент-центр

Что это такое?

  • Это самый сложный вид интервью, который представляет собой процедуру оценки группой экспертов умений и навыков группы участников из 15-17 человек.
  • Оценка компетенций участников осуществляется посредством наблюдения за их реальным поведением в предлагаемых ситуациях разного формата: групповые дискуссии, парные игры, индивидуальные письменные задания, групповой разбор ситуаций (case study), ролевые игры и т.д.

Как проходит Ассессмент?

  • Для оценки каждой компетенции предлагается несколько заданий, что резко уменьшает шансы участника замаскировать реальный уровень их развития.
  • В каждом задании за каждым участником закреплен эксперт. Он подробнейшим образом фиксирует результаты наблюдения за своим подопечным в специальном бланке. У каждого участника в разных заданиях разные эксперты, это уменьшает действие субъективных факторов.
  • Оценка может продолжаться от полудня до двух дней в зависимости от количества компетенций, которые необходимо оценить.
  • Может дополняться вспомогательными процедурами — тестированием, интервью по компетенциям, которые дают дополнительную информацию и повышают точность оценки.
  • Окончательная оценка дается после согласования оценок всех экспертов.

Варианты заданий в центрах оценки

Мини-интервью по компетенциям Позволяет оценить необходимые компетенции
Презентация на заданную тему. Позволяет оценить навыки публичных выступлений, стрессоустойчивость, аналитические способности, навыки работы с информацией, умение быстро находить и грамотно выстраивать аргументы, выходить из сложных ситуаций.
Аналитические задания.
Например: на основе свода данных по определенному сегменту рынка и показателей компании из этого сегмента представить свои решения, прогнозы или выводы и их обоснования.
Обычно ни компания, ни рынок, описанные в упражнении, не имеют ничего общего с профессией и специализацией кандидатов. Цель – посмотреть, насколько быстро сотрудник сможет сориентироваться в большом количестве незнакомой информации, уловить общие закономерности и построить свои выводы на основе имеющихся данных.
Групповая дискуссия.
Как правило, проходит в два этапа. На первом этапе необходимо на основании определенного количества информации принять собственное решение. Во второй части упражнения группа должна договориться и принять решение сообща.
Подобные задания помогают измерить умение убеждать, ориентированность на результат, способность организовывать групповые процессы, уровень агрессивности, лидерские качества, способность вовлекать коллектив в дискуссию и находить компромиссы. Если цель упражнения – прийти к общему решению, кто-то из участников может благодаря настойчивости, активности, а иногда даже агрессивному давлению заставить группу принять общее и лучшее, на его взгляд, решение и добиться результата вовремя. Но если измеряются не способность человека влиять на других, а умение слушать или находить компромиссы, результат для такого кандидата будет обратным ожидаемому.
Ролевая игра. Оценка потенциала развития, лидерских компетенций, управленческих и коммуникативных навыков, мотиваторов, умений работать в команде и взаимодействовать.