ФЕВРАЛЬ 2021г. 

АВТОР: ЛЮДМИЛА КОРОЛЁВА 

СТАЖЕР ЦСТМ 

ЛАЙФ-КОУЧИНГ В УСЛОВИЯХ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ  

Молодежь — одна из основных социально-демографических групп общества. В условиях сокращения числа молодых и роста социальной нагрузки на нее, особенно важно решение проблем, стоящих перед ними. В числе наиболее важных из них — проблема трудоустройства. Рынок труда не обеспечивает полного и эффективного использования рабочей силы молодежи. 

Исследование молодежного рынка труда всегда являлось актуальным вопросом. Молодежь рассматривается как новое, молодое поколение, которое продолжает традиции предыдущих поколений, но и одновременно вносит изменения в процесс трудовой деятельности в соответствии с развитием общества. Так как именно в молодом возрасте, определяющем начало трудового пути и построения карьеры, формируются основы будущей модели поведения работника, его ожидания по отношению к работе и уровню заработной платы. Все перечисленное объясняет необходимость особо тщательного наблюдения и анализа части рынка труда, включающей молодое поколение. 

Низкая конкурентоспособность молодежи на рынке труда, причина безработицы у молодёжи

Молодежь — это поколение людей, проходящих стадию взросления, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества. Молодость находится в так называемом подвешенном состоянии между детством и зрелостью, в стадии перехода от первого ко второму. И поэтому, в некоторых вопросах молодые люди показывают себя серьезными и ответственными, но в других — абсолютно наивными и ожидающими поддержки извне. 

 Возрастные границы (14-30 лет) являются основным группообразующим критерием молодежи [2, с.45]. Также нельзя не отметить психологические особенности, свойственные этой группе. Они объясняются нахождением в переходном этапе от детства к юности, во многом пересмотром взглядов на привычные вещи. 

Важно выделить ряд характеристик, предопределяющих настороженное отношение к молодежи со стороны работодателей: 

• отсутствие профессионального опыта; 

• завышенные ожидания к условиям и оплате труда; 

• отсутствие конкретики в интересах, то есть определенной цели, направленности; 

• психологическая нестабильность; 

• не до конца сформировавшаяся система ценностей. 

Исходя из особенностей описываемой социальной группы, можно сделать вывод, что работодателям следует иметь в виду перечисленные выше особенности потенциальных сотрудников и приложить усилия в воспитании будущих профессионалов своего дела, с которыми будет приятно сотрудничать. 

Молодежная безработица является серьезной социально-экономической проблемой, которая углубляется из-за большого количества факторов. Из-за низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда, значительная часть молодежи становится безработной или трудоустраивается в теневом секторе экономики. 

Существует множество объективных причин, связанных с молодежной безработицей: 

1) рост общей численности безработных; 

2) отсутствие опыта у молодежи, в связи с чем их в последнюю очередь принимают на работу при наличии вакантных должностей; 

3) несоответствие уровня и качества профессиональной подготовки молодых людей; 

4) недостаточно развитая профориентационная работа с молодежью; 

5) несоответствие между структурой подготовки кадров учреждениями профессионального образования и объективно существующими потребностями в специалистах на рынке труда; 

6) несоответствие уровня притязаний молодых людей к будущей работе и уровню заработной платы [3, с.231]. 

Молодежь традиционно ориентирована на высокооплачиваемую работу, с перспективами карьерного роста. Низкая стоимость рабочей силы на рынке труда приводит к тому, что молодые люди отказываются идти работу, которая приносит им низкий заработок. 

Решением проблемы трудоустройства молодежи может стать применение инновационной технологии лайф-коучинга, способствующей увеличению числа работающих молодых. Создателем данного направления, помогающего реализоваться в той или иной сфере, раскрыть потенциал и ресурсы, имеющиеся в человеке, является Т. Дж. Леонард (1955-2003). 

Лайф-коучинг — процесс взаимодействия между наставником и клиентом, в результате которого достигаются определенные цели и задачи, а также развиваются новые способности; лайф-коучинг призван разобраться в жизненных трудностях, убрать ограничения, препятствующие достижению целей.[1, с.3] 

 Лайф-коучинг отличается следующими особенностями. При консультировании он превращается в обучающий инструмент. Задаются вопросы и одновременно применяется специальная техника, когда изучение предмета проводится посредством действия. Но метод функционирует лишь при обстоятельствах особой ответственности коуча за результаты. Эта готовность и методология активизируют веру в себя у клиента, который достигает новых высот за счет внутренних ресурсов. 

Лайф-коучинг как технология направлена не на обучение конкретному навыку, а на интеграцию его в жизнь. Также, целью является развитие умения к освоению знаний, учебе, продолжающегося на протяжении всей жизни. В результате клиент должен сам находить ответы, креативные решения в сложных ситуациях. Лайф-коучинг научит его самостоятельно обращаться к своему потенциалу и ресурсам для получения хороших результатов. 

Лайф-коучинг как технология направлена не на обучение конкретному навыку, а на интеграцию его в жизнь

Коуч по соглашению помогает клиенту в следующем: 

оказывает поддержку в ходе реализации его планов; 

содействует приобретению осознанности в деятельности или жизни; 

помогает быть лично ответственным. 

Цель лайф-коучинга – установить более тесную связь с неким внутренним «Я», благодаря чему можно стремиться к высокому результату и находить в себе силы не подвергаться при этом воздействию внутреннего «шантажиста». 

Лайф-коуч сможет оказать поддержку молодому человеку в поиске работы мечты, определении шагов к своим целям, уверенности в себе и решительности для начала действий. 

Трудоустройство молодежи, ее адаптация и подготовка к профессиональной трудовой деятельности по-прежнему являются одними из важных задач, решение которых позволит обеспечить реализацию прав молодых людей на труд, использовать их потенциал в развитии экономики страны. В нашей стране почти нет устойчивых структур гражданского общества, крупных общественно-политических структур, профсоюзов, которые ориентированы на проведение молодежной политики. 

Эмпирическое исследование, проведенное в форме анкетирования среди молодежи города Твери показало, что проблема трудоустройства среди молодежи действительно существует. Она препятствует молодому человеку в профессиональном самоопределении. Именно поэтому необходимы варианты разрешения проблемной ситуации. Примеры приведены ниже. 

Для разрешения проблемы трудоустройства молодого населения необходима помощь государства и органов местного самоуправления в каждом регионе. Если решать проблему на уровне отдельного региона, то общая картина снижения безработицы страны будет оптимистичной. Эффективным путем решения данной проблемы будет взаимодействие и сотрудничество всех структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи. 

Государству необходимо заботиться о создании социальной стабильности и защищенности разных слоев населения; корректировать политику служб трудоустройства населения, выделять больше финансовой помощи для реализации программ по содействию трудоустройства граждан. 

Органы местной администрации региона, города, должны следить за работой биржи труда, деятельностью центра занятости, формировать заказ для вузов на профессии, которые соответствуют нынешним условиям рынка труда. 

Решению проблемы трудоустройства на уровне организации поспособствует смена приема молодых работников, смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и другие меры. 

Необходимо начинать подготовку молодого поколения к выбору будущей профессии и постоянному развитию профессиональных качеств еще в школьном возрасте. Одним из способов заинтересовать школьников в изучении нового предмета является создание и усовершенствование дополнительных курсов («кружков по интересам»), где большая часть информации дается детям на практике, что способствует многогранному развитию ребенка. Таким образом, открывая для себя новые возможности, он сможет чувствовать себя более комфортно в конкурентной среде (в школе, университете или на работе). 

 Для выпускников профессиональных образовательных учреждений необходимо разработать программы обучения эффективному поведению на рынке труда. Такие программы должны способствовать повышению конкурентоспособности студентов, эффективной адаптации к современным условиям рынка труда. 

Необходимо начинать подготовку молодого поколения к выбору будущей профессии и постоянному развитию профессиональных качеств еще в школьном возрасте

Центры по содействию трудоустройства молодежи успешно используют программы по профессиональной переподготовке граждан, что способствует быстрой смене профессиональной ориентации. Они оказывают помощь в поиске подходящей сферы деятельности молодого человека. 

Важно подчеркнуть деятельность Центра содействия трудоустройству молодежи на базе Тверского государственного университета, который осуществляет непрерывную работу со студентами и молодыми специалистами в возрасте до 27 лет с целью поиска для них подходящей области работы, профессионального самоопределения. В своей работе сотрудники молодежной биржи труда используют технологию коучинга, проводят различные тестирования, мониторинги, тренинги, конкурсы и мастер-классы, отрабатывают с молодым человеком пробное собеседование, разбирая ошибки, подбирают вакансии индивидуально с учетом предпочтений. 

Молодежная биржа труда при Тверском государственном университете имеет сайт — http://cstm.tversu.ru/ и аккаунты в социальных сетях, следовательно, можно выбрать наиболее подходящий способ обращения к ним. 

Решения данной проблемы, которые были указаны выше, будут способствовать снижению процента безработицы среди молодого населения. Для эффективного решения проблемы трудоустройства важно подходить комплексно, начиная с местного уровня. Необходимо понимать, что мотивировать трудовым вопросом следует обоих участников сложившейся ситуации – как работодателя, так и молодого человека. 

Список литературы: 

  • Борисова Е. Лайф-коучинг -[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://andreyparabellum.ru/lajf-kouching (дата обращения 22.12.2020). 
  • Журавлева И. И., Тимошкова Н. Д. Исследование проблем трудоустройства молодежи / И. И. Журавлева Н. Д. Тимошкова // Бизнес-образование в экономике знаний.-2017.-№1(6). – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-problem-trudoustroystva-molodezhi (дата обращения: 22.12.2020). 
  • Кубаткина А. С. Состояние рынка труда молодежи и проблема безработицы среди молодежи в РФ / А. С. Кубаткина, Д. А. Храмцова // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). -С. 231-233. — [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://moluch.ru/archive/242/56021/ (дата обращения: 20.12.2020).