Интервью ректора Тверского государственного университета – Белоцерковского Андрея Владленовича

belozerkovsky

– Добрый день, Андрей Владленович! Какое учебное заведение Вы заканчивали и какую специальность получили?

— Я заканчивал Ленинградский политехнический институт им. М.И. Калинина, физико-механический факультет по специальности «Инженер-физик».

– Скажите, пожалуйста, почему Вы выбрали именно эту специальность?

— У меня с детства была мечта – стать ученым-физиком. Мне казалось, что это вершина; было интересно разобраться в том, что происходит вокруг, понять, как все устроено. Я довольно долго к этому стремился, и считаю, что достиг того, чего хотел.

– Будучи студентом, Вы задумывались о будущей карьере?

– Да, конечно. Поскольку я всегда думал о научной деятельности, то для меня корифеями были те люди, которые добились успеха в этой сфере. Поэтому я занимался научной работой на кафедре, а именно участвовал в экспедициях, разрабатывал различные темы в этой области.

– То есть, получается, что когда Вы еще учились, Вы уже знали, что хотите добиться признания именно в научной области?

– Да. Абсолютно не важно, чем ты занимаешься. Главное – как ты это делаешь. Нужно быть лучшим в той области, которая тебе нравится. Пусть ты занимаешься самой, казалось бы, малооплачиваемой деятельностью, но если ты там будешь первым, то успех обеспечен. Для меня это была научная деятельность. Я примерно понимал, что от меня требуется, и стремился быть лучшим именно в этой сфере. В итоге так и получилось.

– Андрей Владленович, опишите свой карьерный путь. Самые основные моменты, с чего начинали?

– Поскольку я заканчивал ВУЗ и начинал свою деятельность в советское время, то нужно учитывать серьезные отличия от ситуации в стране на сегодняшний момент. Какие-то вещи были существенно проще, а вот возможностей для развития карьеры было намного меньше. Поэтому проблема выбора стояла не так остро. Ты вставал на один из этих рельсов, где все достаточно предопределено, понятно, предсказуемо, детерминировано. Сейчас таких путей развития карьеры, по-моему, безграничное количество. Это, с одной стороны, хорошо, а с другой, – сложнее, сложнее принимать решение.

Мой карьерный путь в начале шел «по рельсам», а потом уже «без рельсов» – не в советское время, а в современное, российское. Самое важное в жизни, считаю, – это ВУЗ, который вы выбираете. Я до сих пор вспоминаю с благодарностью тех преподавателей, которых в свое время ненавидел, которые все соки из меня выжимали. Хорошее образование позволяет принимать лучшие решения. Поэтому получение образования – вот главная точка карьеры.

Но это не все, конечно, потому что учиться нужно всегда. Я считаю, что следующий этап – аспирантура, которая стала важным этапом и в моей карьере. Я изучал очень интересные природные процессы – грозы, физику грозы и так далее. Это было крайне увлекательно и интересно и это была передовая часть мировой науки, которая до сих пор таит в себе много «непонятного». Осознание того, что ты находишься на переднем фронте науки – это очень серьезно.

Я все время работал преподавателем, и очень любил и люблю эту работу, и также продолжал заниматься наукой. Позднее по линии Минобразования Советского Союза я попал на стажировку в Японию на два года (научная стажировка). Это был значимый момент, с точки зрения развития карьеры. Почему? Потому что очень важно, особенно в молодом возрасте, посмотреть, как это делают другие, получить доступ к лучшему оборудованию. В Японии сильные научные школы, и важно понять, что, если ты силен там, ты силен везде. Для того чтобы быть лучшим, нужно определенное умение фокусироваться, терпеть, заниматься одним и тем же делом. Поэтому в Японии я очень продвинулся в научном плане.

Впоследствии по результатам, которые были получены в Японии, я защитил докторскую диссертацию. Это был следующий важный карьерный этап. И вот я достиг того, чего хотел, будучи студентом, – стал ученым, признанным профессором, который сам себе хозяин, ученым с международным признанием, с возможностью работать в разных международных коллективах… И тут начало приходить понимание, что ты не свободен, потому что не можешь делать то, что хочешь, так как есть ограничения – финансовые, ресурсные. Ты еще должен встроиться в систему, а система эта взаимодействует с другими. Также всегда есть люди, которые принимают решения за тебя, – твои руководители. И если ты с ними согласен – хорошо, работай. А если не согласен… Что тогда? Самому надо становится руководителем! Других мотивов у меня не было. Только потом начинаешь понимать, что, став руководителем, все равно есть ограничения, все равно есть какие-то сдерживания в системе.

Впоследствии был еще один важный момент: меня пригласили работать в Чикагский университет, благодаря моим публикациям. Я там преподавал три года. Это тоже было значимо именно в плане развития понимания системы образования, так как там я увидел сильные стороны американской системы образования, увидел, что можно было бы применить к нам и что применить к нашей системе невозможно.

Но как только появилась возможность стать руководителем, – поступило предложение стать проректором в ВУЗе, я тут же согласился и вернулся в тот ВУЗ, из которого, собственно, и уехал.

belozerkovsky tvgu

Следующим этапом была работа в должности проректора. Это очень интересно, но опять то же самое: не все решения ты принимаешь сам. Хочется реализовать более серьезный проект, но для этого нужен уже другой управленческий потенциал. И именно поэтому я оказался здесь. На одном из собеседований Министр образования взял меня «за пуговицу» и сказал: «Слушай, есть же очень хороший университет, и там нужен ректор». Я говорю: «Да Вы что, у меня все нормально, все хорошо!». Но когда я услышал слово «Тверь»… Тверь для меня – это город детства. Я с первого по четвертый классы здесь учился в школе. Отец мой проходил учебу в Академии, тогда ПВО, нынешней – космической обороны. Поэтому всей семьей мы приехали с ним в Калинин. Никогда больше в нем не был, но у меня остались самые светлые воспоминания.

Должность ректора — значит работать буду самостоятельно. Я согласился. Чем выше ты становишься по возможностям принятия решения, тем самостоятельнее становится твоя жизнь. Я не хочу сказать, что для каждого это нужно, потому что я знаю немало людей, которые прекрасно себя чувствуют и в рамках. Но вот мне, например, это важно, чтобы была возможность повлиять и увидеть результаты своего влияния. Мотив в построении карьеры всегда был такой: если сверху кто-то ограничивает, надо было занимать это место.

– Было ли какое-либо событие, или какой-то человек, которые повлияли на Ваше профессиональное становление?

– Да. Такие люди – мои родители. Они очень сильно повлияли на меня. Например, моя мама – выдающийся ученый, самоотверженный! Она в экспедициях занималась экологией. Ей это интересно. Поэтому у меня еще с детства таков образ ученого. В науке она была очень уважаемым человек. Я, глядя на нее, начал заниматься физикой.

С точки зрения науки же, у меня был очень сильный научный руководитель в аспирантуре. Профессор Качурин был всемирно известным физиком и, к тому же, уникальным человеком. Он в войну под Сталинградом потерял ногу, ходил с протезом. С протезом же он катался на лыжах, а в аспирантуру принимал так: с ним надо было побороться на руках, а «положить» его было невозможно. Он долгое время сопротивлялся, потом говорил: «Ну ладно, годишься!». Взгляд фронтовика, который прошел войну, настоящего ученого – крайне важен. Его многие не любили, потому что он всегда говорил правду. На начальном этапе он дал мне сильный толчок.

Я могу сказать, что семья оказывает на меня очень большое влияние. Вообще, самое главное в жизни – это семья, ведь все делается для нее.

Я бы вспомнил Николая Ивановича Булаева, как человека, оказавшего на меня влияние в плане профессионального становления. Он возглавлял Рособразование. Сейчас он в Госдуме является заместителем председателя фракции, до этого был депутатом Госдумы. На мой взгляд, он квинтэссенция того, каким должен быть руководитель. Считаю, он был бы идеальным министром, потому что это тот человек, который все понимает. Я смотрю на него с восхищением: вот бывают же такие люди!

Студенты. У них многому учишься.

– Дайте, пожалуйста, пару советов студентам, которые могли бы им помочь достичь успехов в своей профессии.

– Один из советов я уже озвучил: что бы Вы ни делали, делайте это только очень хорошо или не делайте вообще, просто не тратьте время. Не бывает мелочей. А второй совет – он тоже универсальный: оказывайтесь всегда в нужное время в нужном месте. Это важная вещь, но никогда же не знаешь, где это время и место. Поэтому старайтесь как можно чаще оказываться в как можно большем количестве мест, чтобы вероятность того, что это будет именно нужное время и нужное место повышалась. А смысл в том, что нужно везде участвовать и проявлять себя. Ответ на любое предложение должен быть: «Да». Ведь мы, как правило, говорим: «Нет, нет, нет. Нам это не интересно». А ответ должен быть: «Да. Давайте попробуем». Я бы так посоветовал.

26.08.2015 г.